App Store, Google Play
iGO — твой город
Опубликовано 28 июня 2022
Как личный бренд может помочь предпринимателю. Интервью с Айдаром Миннахметовым
Основатель и владелец #ЭкоПродукты18, предприниматель, ведущий
Мы встретились с Айдаром для интервью еще до того, как вышло официальное постановление РКН о блокировке Инстаграм. Но уже тогда было очевидно, что все к этому идет, и предпринимателям нужно начинать готовиться. Мы поговорили с Айдаром о его предпринимательском пути, «Бизнес Молодости», Инстаграме и о возможностях реализации во время кризиса.
С чего все начиналось
Самый первый бизнес организовал еще в школе. В 6-ом классе я купил обычный пленочный фотоаппарат и начал снимать одноклассников. Отмечал, какие фотки им понравились, записывал сколько, проявлял, распечатывал, а потом продавал по 6 рублей. Трудности были даже в школьном бизнесе, заработав деньги на вязании веников, я купил цифровой фотоаппарат и цветной принтер для печати фотографий. Принтер оказался бракованный и тут я первый раз «прогорел».

Мой первый серьезный бизнес, который действительно можно так назвать — это организация мероприятий. Я проходил несколько стадий: сначала работал в качестве ведущего самостоятельно, потом пошел в агентство к более крупным ребятам, научился организации и открыл свое агентство. Я быстро понял, что развитие по пути агентства не для меня и лучше отвечать только за себя, как ведущий.

Сейчас все наши проекты, даже крупные, мы делаем на аутсорсинге. Беремся за проект, и дальше уже подтягиваем все ресурсы: кейтеринг, администраторов, технарей и так далее. Веду мероприятия, в большинстве случаев, я сам. Это мой первый серьезный бизнес: хорошие деньги, ИП, налоги, договора, компании.

После первого бизнеса с мероприятиями, второй удалось раскрутить уже куда быстрее. У меня на тот момент был уже сильный личный бренд, благодаря которому получилось продвинуть продукт. У меня были подписчики, активная аудитория. Оказывается, все это время, сам того не понимая, я строил личный бренд.
Самый первый бизнес организовал еще в школе. В 6-ом классе я купил обычный пленочный фотоаппарат и начал снимать одноклассников.
Айдар Миннахметов
Основатель и владелец #ЭкоПродукты18, предприниматель, ведущий.
#ЭкоПродукты18
Доставка полуфабрикатов получилась совершенно случайно. Кто бы мог подумать, что кому-то нужна доставка полуфабрикатов, в то время, когда есть Сбермаркет, Деливери и всё, что угодно. Сработали два фактора. Во-первых, личный бренд — моя аудитория быстро подхватила эту тему. Сначала заказывали друзья, знакомые и просто люди, которые хотели засветиться у меня в историях. Во-вторых, на руку сыграла пандемия.

Все мероприятия отменились и я приехал домой в Киясово. Тот бизнес, который я взращивал годами, в одночасье стал ничем, все договора были расторгнуты. В первые три дня я переделал всю домашнюю работу и уже не знал, чем заняться. Хотелось просто делать что-то ещё. На тот момент у моей тети (тоже предприниматель) как раз стартовал новый проект, было помещение и две работницы, которые лепили пельмени для нужд своих магазинов. Я наведался в гости, взял эти пельмени на пробу. Оказалось вкусно. Так как делать было совсем нечего, я решил просто в качестве эксперимента записать сторис у себя: «Ребята, у нас здесь лепят пельмени, домашние, вкусные, сам пробовал» и спросил, нужна ли кому-нибудь доставка. Заявки полетели сразу. Это было как раз то время самоизоляции, когда все действительно сидели дома. Людям хотелось чего-то домашнего, вкусного и быстрого в готовке.

Цены мы поставили смешные. Я не знал, сколько стоят пельмени в магазинах, да и тогда мне было вообще неважно что-то заработать. Взял свою машину, нашел термоящик и поехал сам развозить. Всё это я выкладывал в инстаграм. В основном, заказывали мои знакомые, друзья. И я приезжал к каждому и делал рекламу: «Мы приехали к Марине, она занимается масками, если кому-то надо, вот ссылка». То есть люди еще хотели у меня заказать, чтобы получить бесплатную рекламу.
Тот бизнес, который я взращивал годами, в одночасье стал ничем, все договора были расторгнуты.
Айдар Миннахметов
Основатель и владелец #ЭкоПродукты18, предприниматель, ведущий.
Сейчас
Сам цех теперь гораздо больше. Когда начали активно продавать, поняли, что не хватает людей. Наняли ещё. Сейчас у нас там около пяти-семи лепщиц, которые делают котлеты и пельмени, мясник. Ещё пекарня: делаем чебуреки, эчпочмаки, сырники, перепечи и все прочее. В общем человек 10−15. В объеме мы выросли. И уже, получается, 2 года, как мы работаем.
Про «Бизнес Молодость»
Когда я только начинал путь в предпринимательстве, мне нужно было на кого-то ориентироваться. Тогда ориентирами для меня стали Михаил Дашкиев и Петр Осипов. Можно относиться к ним по-разному, но я считаю, что «Бизнес Молодость», когда только появилась, всколыхнула рынок и повлияла на огромное количество предпринимателей. Появилось множество людей, которые хотя бы пытались что-то делать. Никакой институт, никакая школа, никакое бизнес-сообщество не сделало такого вклада в раскрытие потенциала предпринимательства России. И даже если человек попробовал и понял, что это не его — это тоже победа, тоже вклад. Потому что он теперь узнал, что не предприниматель, ушел в найм и получил возможность стать крутым специалистом
Трудности
Основная трудность — это трудовые ресурсы. Раньше мы постоянно были меж двух огней. Мы только поймём, как продавать в соцсетях, только навалим рекламу, и производство начинает останавливаться — людей не хватает. Причин, почему люди не идут на работу, много: кто-то просто не хочет заниматься физическим трудом, кто-то имеет пособие и сидит дома. И мы тестим, ошибаемся, тратим деньги, сливаем бюджеты.

Я, на самом деле, не считаю это проблемой. Скорее реалии. У нас нет инвесторов, всё делаем сами. Мы не хотим переходить на автоматизированное производство, потому что тут люди вкладывают свою душу, и мы частично за счёт этого и преуспеваем.
Ситуация на рынке
Я не могу точно ничего прогнозировать: я не финансист. У меня такая философия: я принимаю всё, что происходит. Есть разница для бизнеса, начинают жаловаться, что все плохо, кризис. Но когда всё было хорошо? Предприниматель — на то и предприниматель, что он постоянно находится в состоянии неопределённости. Если хочется стабильности, идите на работу: бюджет, завод. Здесь же (в бизнесе), ты постоянно подстраиваешься под изменяющиеся реалии. Всё меняется, налоговая система меняется, меняются зарплаты. Это заметно — люди не хотят работать за копейки. И я понимаю, что это так и должно быть. Наше капиталистическое общество очень молодое, мы должны идти по пути подъема заработных плат. У меня работают ребята, они получают хорошие деньги. Заплати нормально, чтобы у людей была мотивация. Чтобы человек дорожил своей работой.

Возвращаясь к вопросу о кризисе: да, если совсем будет плохо, люди станут тратить меньше денег, я могу уменьшить маржу, но мы все равно будем держать объем, мы всё равно будем давать людям работу. Да, мы возможно немного уменьшимся, но я не думаю, что люди перестанут есть вкусную домашнюю еду, поэтому я чувствую себя защищенным.
Если не Инстаграм, то…
Мне не страшно, что Инстаграм закроют, на самом деле. Обидно конечно потерять площадку, которую ты развиваешь, каждый день тратишь на это силы, в которую вложил деньги. Но у меня позиция такая: зачем об этом беспокоиться, если можно об этом не беспокоиться. Будем во ВКонтакте заново всё развивать. В принципе, когда есть личный бренд, когда есть узнаваемость, уже не так страшно.

Если начинать с нуля, то это сложно. Если инстаграм, как прекрасный элемент для бизнеса, уйдет, то многие потеряют. У меня самого 99% бизнеса сейчас зависит от Инстаграма. Неприятно потерять такой канал трафика, но у нас уже большая армия клиентов, которая нас знает. Просто начнем развиваться через альтернативные площадки.
Советы для молодых предпринемателей
Устраивайтесь работать к кому-нибудь, у кого можно набраться опыта. Это самый простой и быстрый путь преуспеть и не набить шишки. Если ты хочешь запустить цветочную компанию, устраивайся к каким-нибудь крутым ребятам в этой теме. Желательно так, чтобы был доступ к информации. Изучаешь, как у них все работает: откуда идёт трафик, клиенты, как они настраивают процессы, какой у них сайт, откуда реклама. Потом уходишь и делаешь то же самое. Я не считаю, что это плохо, потому что в конкуренции рождается качество. А так всегда происходит: приходят люди и копируют. И те лидеры рынка, которые держат марку, они знают, что их копируют.

У нас Ижевск — предпринимательский край, на самом деле. Просто мы почему-то привыкли не любить наш город. Половина российских франшиз (метафора) — это наши ребята. Даже в Москве, когда проходят выставки франшиз, уже со всех городов люди идут и говорят: «Надо брать Удмуртские франшизы».
Сейчас главный совет — не паниковать. Все равно ты ничего изменить не можешь. Стараться сделать так, чтобы бизнес выжил, работал. Не опускать руки и просто подстраиваться под текущие реалии, качать личный бренд.

* — Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ.
У нас Ижевск — предпринимательский край, на самом деле. Просто мы почему-то привыкли не любить наш город.
Айдар Миннахметов
Основатель и владелец #ЭкоПродукты18, предприниматель, ведущий.
Понравилось интервью?
Серик Елена
провела и подготовила интервью
Вам может быть интересно