App Store, Google Play
iGO — твой город
Опубликовано 5 ноября 2022
Задумывались о написании собственной книги? Значит, пора действовать!
Интервью с Даной Хасановой — литературным наставником
Книги об успешном успехе — это уже прошлый век (ну, или хотя бы десятилетие). Главный тренд нашего времени — это искренность: в отношении к людям, себе и даже к бизнесу. Аудитория гораздо охотнее дочитает до конца книгу о реальном человеке, его пути и трудностях, чем произведение о всемогущем гуру, у которого все получается с первого раза. А если такая книга еще и в полной мере раскрывает какую-то нишу — это вообще комбо. Но как создается такая литература, и актуальны ли сейчас в принципе книги, когда большую часть нашего времени занимают соцсети?

Редакция iGO Journal поговорила с человеком, который знает о бизнес-литературе буквально все. Дана Хасанова — наставник по написанию книг, помогающий экспертам создавать литературные произведения. Читайте в материале о том, как строится процесс написания книги, в чем состоит ценность литературного произведения, и почему эксперты продолжают выбирать именно эту форму для передачи своих знаний. Ну и самое время ответить на вопрос: «А не пора ли мне написать книгу?»
В чем состоит ваша работа? Вы пишете книги за других людей?
Не совсем. Мы с моей командой помогаем экспертам формировать рукописи с нуля. Может сложиться впечатление, что я самостоятельно пишу книги на разные темы, но это не так. Я могу красиво оформить мысли автора, собрать полностью книгу из исходного материала, но излагает этот материал всегда эксперт. Мои клиенты — это медийные люди, профессионалы, имеющие твердые знания в своей области.
Когда ты эксперт и можешь вложить свои знания во что-то «твердое», тебе уже не нужно развернутое представление и рассказ о себе. Аудитория видит, что ты автор, и у нее автоматически повышается доверие и лояльность
Дана Хасанова
Литературный наставник
Как строится ваша работа с автором?
Краткое руководство для тех, кто хочет написать свою книгу

Первым делом мы определяемся, для чего автору нужна книга, каковы ее цели и главная идея. Понять четкую цель — необходимо, иначе это будет просто книга ради книги, которая напишется «в стол». Для экспертов книга — это и вход в воронку продаж, и повышение лояльности аудитории, и способ монетизации своих знаний, поэтому к такому произведению нужно подходить основательно.

После обсуждения цели мы составляем структуру: главы, подглавы, с чего будет начинаться книга и так далее. Затем — по каждой главе проводится интервью: это занимает от 10 до 15 часов, конечно, не за один раз.

Допустим, если человек решил написать книгу о менеджменте, он может начать вообще с исторических фактов, со своего пути в этой профессии или с того, кто такой вообще менеджер — вариантов множество.

Интервью проходит в полной тишине, я стараюсь не перебивать автора, чтобы он не потерял ход мысли. Если понимаю, что остались какие-то вопросы по теме — задаю их. То есть выступаю не только как интервьюер, но и как будущий читатель, которому нужно все подробно разъяснить. Зачастую эксперт, говоря о своей теме, может упускать некоторые вещи, слишком простые в его понимании. Но как раз они и могут запутать читателя.

Следующими этапами являются расшифровка* и редактура. Как правило, рукопись проходит от 5 до 10 редактур. Иногда мы собираем главы книги как пазл, чтобы не было повторяющихся мыслей, а повествование шло равно и понятно я.
То есть для написания книги все-таки необходимо иметь свои собственные экспертные знания?
Один раз на бесплатной консультации молодой человек хотел, чтобы я провела за него исследования, собрала статистику, в общем написала все за него. Есть и такие гострайтеры, которые полностью создают книги, пишут под заказ. Автор в таком случае только платит (или не платит) деньги и в конечном итоге ставит своё имя под произведением. Моя же задача — помочь человеку оформить и упаковать его экспертные знания в книгу, которая будет не только интересна, но и продавать автора.
Мне нравится работать в полной тишине, когда вокруг нет никого. Нравится полностью погружаться в текст, смотреть на него глазами автора. Мне кажется, я могу так просидеть очень долго.
Дана Хасанова
Литературный наставник
Трудно ли это — помогать в написании бизнес-произведений?
Недавно вспоминала, как два года назад сама занималась расшифровкой, редактурой, корректурой: сидела в наушниках, «отслушивала» по 10 часов записи, это, когда ставишь аудио на паузу, печатаешь и снова запускаешь. Сейчас же моя команда растёт с каждым месяцем: верстальщики, иллюстраторы, дизайнеры, редакторы, корректоры. Однако первичные консультации и интервью с авторами я делегировать пока не решаюсь. Возможно, в будущем полностью отдамся стратегии. Сейчас мы активно работаем с маркетологом, чтобы не только выпускать полезную и качественную литературу, но и продвигать ее. В общем, планы на развитие у нас большие.
Как вы пришли к такой профессии?
Если честно, писательство ворвалось в мою жизни странным образом;)

Я пребывала в послеразводном состоянии, и однажды вечером решила посмотреть фильм «Сумерки», после чего подумала: «А почему бы не придумать романтическую историю?». Ну и собственно мой роман и был про разведенную девушку, которая случайно вновь обрела любовь. Когда книга была дописана, я случайно наткнулась в Инстаграме* на девочку писательницу, которая еще и помогала писать книги другим и активно об этом рассказывала. Я решила, а почему бы и мне не попробовать? И стала думать, кому можно это дело предложить? В голову пришел только один медийный предприниматель из Уфы, которого я знала. Вот ему я и написала:

Здравствуйте! Не хотите ли написать книгу? Я могу вам в этом помочь.
Почему бы и нет! — Ответил он.

Вот так я и получила своего первого клиента.
Сколько времени занимает полный цикл написания одной книги?
Около 5−6 месяцев. Но если это бизнес-роман, его написание занимает больше времени, так как там нужно создавать сюжетные линии и главных героев.

На данный момент с моей помощью написано более 15 книг. 9 рукописей находится сейчас в работе на разных этапах готовности.
Книга помогает сблизиться с аудиторией. Ты читаешь историю реального человека, а не какого-то далекого персонажа. Видишь, через что он проходил, что чувствовал, какой ценой тем, кто есть сейчас. Этот человек близок мне, у него получилось, а значит и у меня получится.
Дана Хасанова
Литературный наставник
Существует стереотип: «Для написания книги ты должен быть мудрецом с огромным жизненным опытом». Может ли написать книгу обычный человек?
В наше время вообще можно всё! Если я захочу записать свою песню и снять на нее клип, кто мне запретит сделать это? К тому же стоит понимать, что сейчас книга — это мощный инструмент. Она пишется не для того, чтобы покичиться своими достижениями, а чтобы утвердить свою экспертность, отличиться от конкурентов. Когда ты эксперт и можешь вложить свои знания во что-то «твердое», тебе уже не нужно развернутое представление и рассказ о себе. Аудитория видит, что ты автор, и у нее автоматически повышается доверие и лояльность.

Это как с блогингом: 10 лет назад казалось невозможно на этом зарабатывать и вообще стать этим самым блогером, а сейчас это уже считается профессией. Все понимают, что нужно сделать, чтобы привлечь аудиторию и отличиться.
Как понять, что мне пора писать книгу?
Если у вас появилась такая мысль, то это уже руководство к действию. Подумайте, что вы хотите включить в эту книгу, что можете рассказать. Вы не узнаете, насколько в этом хороши, пока не попробуете.

Плюс нужно понимать, что книга позволяет захватить в разы больше аудитории, если, например, ваша миссия — доносить важные смыслы до людей. В личной работе у вас получится взаимодействие лишь с несколькими людьми за какой-то промежуток времени, с книгой же это удастся сделать с тысячью. Когда есть это понимание, то и вопросов, нужна ли мне книга, не возникает.
Ценность книги от эксперта
Помимо того, что книга является подтверждением экспертности, есть еще одна ключевая особенность: в обычной жизни, чтобы получить своего клиента, нам нужно пройти долгий путь, «7 касаний», как это называют в маркетинге. Книга — это тот продукт, который максимально притягивает читателя, а в следствии будущего клиента, к автору.

Читатель практически остается наедине с вами, это действительно можно сравнить с личной встречей. И эта встреча может продлиться пол часа, а может — всю ночь, если книга будет действительно увлекательной. Будет происходить ровно такой же диалог, как если бы вы разговаривали с человеком.

Используя книгу правильно, можно достичь очень высоких результатов.
Как книгам удается сохранить свою ценность, несмотря на развитие соцсетей?
Все благодаря простоте. Книги были сотни лет назад и существуют сегодня. Книга понятна абсолютно каждому человеку.

Даже сейчас, когда казалось бы в тренде личностный рост и осознанность, многие все равно скептически относятся к этим понятиям. Но, когда человек видит книгу, что ее можно приобрести и прочесть, он решится на это взаимодействие гораздо охотнее. Все потому что это понятный и простой продукт.
Сейчас настоящий «бум» на блогерские книги. С чем это связано?
Книга — это отличный инструмент для личного бренда. При поэтапном строительстве личного бренда однажды вы так или иначе «упретесь» в то, что вам нужно будет писать собственную книгу.
Ваш личный топ бизнес-литературы
Есть книга, которая меня в свое время зацепила: «В фокусе» Г. Келлера и Д. Папазана — про то, чего нам не хватает в современных реалиях — концентрацию на самом важном.

Вторая книга, которую я бы посоветовала — бизнес-роман Алексея Толкачева в соавторстве с Николаем Мрачковским «Экстремальный тайм-менеджмент». Это именно тот роман, который вдохновил меня заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь. С Алексеем, кстати, мы совсем недавно закончили работу над очередным его произведением.

Номер три — также один из моих авторов, Александр Долгов — он серийный предприниматель. «История настоящего предпринимателя» включает в себя множество полезных советов для тех, кто только хочет начать свой бизнес и действующих предпринимателей.
Как написать свое собственное произведение?
  1. В первую очередь нужно помнить: написание рукописи — это не вдохновение. Не бывает так, что вы лежите утром в теплой постели, внезапно приходит вдохновение и вы пишете половину книги за раз. Написание книги — это системная работа. Здесь необходимо знать, как устроен ваш организм: возможно, вам проще концентрироваться на монотонной работе ночью, а может рано утром, когда никто не трогает. Важно знать свои биологические часы.
  2. Необходимо установить для себя жесткие дедлайны и обязательно пообещать себе что-то в награду, если выполните необходимый объем работы. Это нужно для того, чтобы мозг знал о том, что его поощряют ;)
  3. Если вы чувствуете, что находитесь «не в ресурсе», в него нужно войти самостоятельно. Взять листок, ручку и начать описывать моменты, когда вам было хорошо, когда чувствовали себя счастливым. Задача — притянуть в настоящее положительные эмоции из прошлого. Это не мистика или эзотерика, так уж устроена работа наших нейронных сетей.
Понравилось интервью?
Серик Елена
провела и подготовила интервью
Вам может быть интересно