App Store, Google Play
iGO — твой город
Опубликовано 2 августа 2022
Кофейный мейнстрим: как не затеряться во множестве кофеен
Интервью с Камилой Смаевой, основательницей «Frank Coffee Bar»
По разнообразию кофеен Ижевск совсем немного уступает Санкт-Петербургу, кофейной столице России. Теперь, чтобы привлечь новых гостей в кофейню, необходимо не только разнообразное меню, но и сервис, особенная подача, свои фишки. Мы встретились с Камилой Смаевой — основательницей необычной и «молодой» ижевской кофейни «Frank Coffee Bar». Камила рассказала, как им удается выделяться на фоне других кофеен, в чём секрет успешного бариста, и каким образом журналистские навыки помогают в ведении бизнеса.
Привезли идею кофейни из Шри-Ланки
Мы с мужем — заядлые кофеманы. Три года назад мы полетели отдыхать на Шри-Ланку, а там «кофейная культура» совсем не развита. В маленьких местных кофейнях очень ядреные напитки: как будто тройной эспрессо. Кроме того, они подают его без молока.

Однажды мы зашли в более современное кафе и попросили капучино. Я предложила добавить туда кокосовое молоко. Они очень удивились тому, что так можно делать. На вкус им тоже понравилось. Может, сохранили рецепт и теперь подают кофе с молоком.

Оттуда мы привезли идею создать свою кофейню. Съездили на обучение в «Tasty Coffee». Там мы впервые узнали, откуда берется кофейное зерно, как его обжаривать, что значит дегустировать кофе или проводить каппинг* и т. д. Сейчас у нас уже две точки: в ТЦ «Мой порт». В этом году планируем открыть третью.

*— профессиональная дегустация кофе
Источник изображений: https://vk.com/frankcoffeebar
Ижевск становится городом не только кофе, но и предпринимателей
Камила Смаева
Основательница «Frank Coffee Bar»
С какими трудностями столкнулись при открытии своего дела?
Были трудности с поиском помещения, так как Ижевск превратился в город кофеен: стоит только вспомнить местность около УдГУ, где стоят пять заведений. Не во всех городах так: мы недавно были в Уфе, там почти нет кафе. Они покупают кофе в стаканчиках. А найти место, где можно посидеть с чашечкой кофе и десертом, сложно.

Ижевск становится городом не только кофе, но и предпринимателей. Повышается конкуренция, но в нашей сфере она не чувствуется. На каждую точку найдется свой клиент. Покупателей цепляют фишки: у нас это необычные стаканчики. Даже зимой мы наклеиваем на них живые цветы.
В нашем городе действительно много кофеен. Что вас выделяет на фоне остальных точек?
Я делаю акцент на сервисе. Люди возвращаются не за кофе, а за хорошим, вежливым обслуживанием. Пытаюсь этому обучать своих сотрудников: раньше они были очень зажатые, стеснялись улыбаться, а сегодня уже умеют создавать условия, чтобы покупатели чувствовали себя, как дома. Я учу их запоминать клиентов и то, что они заказывали. Так человек превращается из невидимки в значимого клиента.

Недавно была в командировке в Перми и зашла в одну из самых известных кофеен России. Там очень «холодно» обслуживают. Мне туда больше не хочется возвращаться. Это ярко показывает значение хорошего сервиса.
Источник изображений: https://vk.com/frankcoffeebar
Я училась на факультете журналистики, там я освоила навыки коммуникации и поняла важность умения правильно общаться с людьми. Это не только привлекает покупателей. Мне, например, это помогает в работе с крупными поставщиками. Они при общении с бизнесменами сразу чувствуют, с кем можно свои условия выдвигать, а кого стоит послушать. Я умею устанавливать контакт. Поэтому, например, те же стаканчики для кофе они привозят мне не через 4 недели, а через 2.

Также у нас развитая программа лояльности — с каждого напитка 10% отправляется в копилку.

Люди возвращаются не за кофе, а за хорошим, вежливым обслуживанием
Камила Смаева
Основательница «Frank Coffee Bar»
Открытие незадолго до пандемии
У нас был большой плюс — мы находились в торговом центре «Флагман». В таких больших точках нет проблем с гостями: они приходят за покупками и по пути забегают за кофе. Остаётся только закрепить клиентов за собой. А в этом помогает хороший сервис.

Когда наступил локдаун, было сложнее. Мы физически не могли обслуживать клиентов, поэтому пришлось быстро принимать меры: повесили защитные прозрачные барьеры, соорудил окно выдачи кофе. Как только локдаун отменили, народ повалил. Как ни крути, а кофе — это всё же самый покупаемый напиток в мире.
Как переживаете нынешний экономический кризис?
Единственное, что по нам ударило — это резкий скачок доллара до 140 рублей. Кофе стал дороже на 150%, поставщики ушли с рынка. А мы как раз готовились к закупке зерна. Медлить с этим нельзя: зерну нужно отлежаться, прежде чем его варить. На это уходит неделя. Была вероятность, что в один день нам просто не из чего будет варить кофе. Но мы выкрутились и приобрели из этой ситуации самое ценное — опыт. Его не купишь ни за какие деньги.

Число клиентов и выручка у нас не сократились. Было несколько дней в начале, когда люди почти не заходили. Но там и не до кофе многим было: я была в торговом центре и видела, как люди конвейером несли технику в коробках из магазинов. Началась общая паника, и все принялись скупать товары по старым ценам.
Некоторые люди теряют миллионы долларов, но находят в себе силы идти дальше и делать успешные проекты
Камила Смаева
Основательница «Frank Coffee Bar»
Как планируете развиваться дальше?
Сейчас мы находимся в поисках помещения. Есть варианты, но либо аренда стоит каких-то бешеных денег, либо начинаются проблемы с собственником — отказывает в ремонте. А нам важно сохранить свою атмосферу.

Я сейчас хочу открыть онлайн-магазин одежды. Во-первых, это самый практичный и быстрый вариант шоппинга. Я сама не люблю ходить по магазинам. Проще забить параметры нужной вещи и найти её на специализированных сайтах.
Во-вторых, без онлайн-продвижения сегодня никуда. Например, у нас в городе не развита доставка кофе: нужны специализированные «стаканы-непроливайки».

Кроме того, нужно прокачивать страницу ВКонтакте. Как бы я не любила эту соцсеть, сейчас она — наше лицо.
Какие советы вы можете дать начинающим предпринимателям?
Самое главное — это собрать команду, с которой тебе будет комфортно работать. Вы должны смотреть в одном направлении, а не в разных. Тут уже велика роль руководителя: настроить свой коллектив так, чтобы он шёл за тобой.
Не огорчайтесь, когда случаются ошибки. Некоторые люди теряют миллионы долларов, но находят в себе силы идти дальше и делать успешные проекты.
Я, например, плакала, когда у нас в марте начались проблемы в экономике. Но надо идти дальше: взяла себя в руки и активно работаю над открытием новой кофейни.
Понравилось интервью?
Анастасия Березина
провела и подготовила интервью