Использовать кризисы как почву для роста. Интервью с Мадиной Бикбулатовой
— совладелицей ресторана «Гастроли», управляющей кафе при отеле «Ost-roff», а также владелицей нескольких столовых и кафе в Ижевске
Успешные женщины, руководящие большими структурами — в наше время не редкость. Наша сегодняшняя героиня, Мадина Бикбулатова, является подтверждением уже не исключения, а правила: женщина с ребенком может построить бизнес. Мадина — совладелица ресторана «Гастроли» при отеле «Дерябинъ», управляющая кафе при отеле «Ost-roff», а также владелица нескольких столовых и кафе в Ижевске. Девушка рассказала нам, благодаря чему ее бизнес успешно развивается, как ей удалось выйти из пандемии «в плюсе», и поделилась своими советами для начинающих предпринимателей.
Как все начиналось
Мадина долгое время жила и работала в Казани. Но в 2016-ом году она переехала обратно в Ижевск: у девушки здесь оставались семья и маленький ребенок. После возвращения встал вопрос: «Чем заниматься дальше?». Мадина решила пойти в сферу, о которой знала буквально все:
«У меня два высших образования: первое — экономика и бухгалтерский учет, а второе — туризм и ресторанное дело. Общепит и только общепит — больше я ничего не рассматривала. Я однозначно понимала, что не хочу работать в найме и нужно было искать какую-то сферу бизнеса. Тогда на моем пути и встретились мои будущие бизнес-партнеры».
Я постоянно обучалась. Общалась с шеф-поварами из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани — слушала, обучалась, внедряла у нас здесь
Мадина Бикбулатова
Совладелица ресторана «Гастроли», управляющая кафе при отеле «Ost-roff»
Управленческий опыт, который Мадина получила, работая в отеле «KORSTON» в Казани, и образование помогли девушке быстро поставить бизнес на ноги:
«Мы начинали с банкетов, свадеб, корпоративов, юбилеев. В 2017 году мы уже взяли две награды на премии «Ресторан года».
Вскоре Мадина и ее партнеры выделили основную идею своего бизнеса: обеспечивать людей качественной едой из хороших продуктов. А для таких целей требуется собственное производство:
«Было принято решение открыть производство, чтобы полностью контролировать качество продукции на всех этапах».
За пять лет бизнес Мадины и ее партнеров вырос в несколько раз. Несмотря на масштабы, качество продукции по-прежнему стоит во главе угла.
Практика в ОАЭ
«Я ездила учиться в ОАЭ, в ресторан, которому присвоены звезды Мишлен. Мне хотелось понять, как они там кормят людей. Также у меня есть грамота от турецкого правительства „За вклад в развитие турецкого бизнеса“. Я могу вам ее показать, но она вся на турецком» — смеется Мадина. «Я постоянно обучалась. Общаюсь с шеф-поварами из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани — слушала, обучалась, внедряла у нас здесь»
Источник изображений: https://vk.com/deryabinhotel https://vk.com/gostinica_izhevska
Сколько стоило открытие первого заведения?
«Изначальные вложения — 500 тысяч рублей: пароконвектомат, индукционные плиты, кастрюли, и гастроемкости. Но капитализация бизнеса росла — мы росли»
В чём ваше преимущество, помимо качества продукции?
«В отношении к клиенту. У нас в столовых везде висит моя фотография и номер телефона: при любой непонятной ситуации клиенты могут позвонить мне, и я решу их проблему лично. Конечно, далеко не всегда «клиент прав», ситуации бывают разные. Например, однажды я услышала очень странное замечание: "А зачем вы рыбу солите? Она же и так морская". Они мне дают советы, а я им говорю: "хорошо, я к вам прислушаюсь". И они довольны, и конфликт исчерпан»
Когда никого не было, я сама могла выйти и за повара, и в доставке поработать, и посуду помыть, и картошку почистить. Бывало, что я приезжала в 5 утра и начинала жарить блины, потому у нас контракт, а повар не вышел на работу.
Мадина Бикбулатова
Совладелица ресторана «Гастроли», управляющая кафе при отеле «Ost-roff»
Пандемия
Для многих предпринимателей она стала настоящей проверкой на прочность: по данным ТАСС, более 1 млн. предприятий малого и среднего бизнеса закрылись в России за 2020 год. Но в то же время пандемия дала толчок для открытия множества новых компаний. Компания Ресто Эксперт в свою очередь смогла перестроить бизнес под новые реалии и остаться в «плюсе»:
«Наш бизнес вырос. В любой кризис нужно уметь заработать денег. По началу, когда все только закрылось, звонили клиенты и отказывались от наших услуг, потому что они просто не могли принимать еду — нельзя было никого пускать в помещения. А это были большие контракты на частные пансионаты. Я понимала, что у нас еще есть целый отель, который пустует».
Мы намерено закрыли направление доставки потому что поняли, сейчас все кафе и рестораны хлынут в эту нишу потому что это единственный оставшийся способ работать в карантин. Но персонал нужно было сохранить. Решение проблемы нашлось достаточно быстро:
«Нам попался контракт на питание медиков. Так у нас появился целый штат медиков, работающих в „красной“ зоне, которых мы кормили. Я поняла, что в этом направлении надо двигаться, что где-то ещё есть такие люди, которые в этом нуждаются».
Контактов стало больше: в гостиницу «Дерябинъ» заселялись приезжающие в Удмуртию нефтяники — им необходимо было провести инкубационный период в изоляции, а персонал обеспечивал их всем необходимым. Затем был подписан контракт с крупной строительной фирмой. Все это позволило не только пережить кризис, но и вырасти: купить новое оборудование, увеличить количество персонала. А когда ограничения сняли, в компанию вернулись и старые клиенты.
Планы на будущее развитие
Несмотря на то, что масштабирование бизнеса дается Мадине весьма успешно, она признается, что не собирается открывать большое количество заведений: «10 столовых еще возможно контролировать, ну, а когда их будет 40? Я боюсь, что упадет качество продукции. Сейчас мне интересно другое направление: импортозамещение».
Как нынешний кризис отражается на бизнесе?
«Сейчас уже, все стабилизировалось. Поначалу, конечно, было трудно: тебе привозят картошку за 100 рублей, когда стоимость была заложена 50 рублей, и ты не можешь изменить цену за порцию по условиям контракта. Поэтому какое-то время мы поработали в ноль»
Я поняла, что кризис — это то время, когда нужно двигаться. Вот когда все сидят и страдают, продают за бесценок оборудование, лишь бы его забрали, мы это оборудование у них покупаем.
Мадина Бикбулатова
Совладелица ресторана «Гастроли», управляющая кафе при отеле «Ost-roff»
Совет для начинающих предпринимателей
«Я бы посоветовала не брать какие-то огромные деньги в кредит и начинать сразу с эффектом «вау». Заходить нужную с тем, что у тебя есть и продвигать в первую очередь продукт и себя. Люди идут на людей. Вот есть у тебя для старта 500 тысяч, и если с этих 500 нет прибыли, то нет смысла брать миллион. Где-то, значит, есть ошибка»
«Не экономьте на персонале, содержите все в чистоте. Если люди попробовали у вас еду первый раз, и им понравилось, они обязательно вернутся»