App Store, Google Play
iGO — твой город
Опубликовано 07 июня 2022
Атмосфера и душа заведения на первом месте. Интервью с Павлом Пушиным
Основатель и владелец кофейни «Чашка»
Нынче лишь единицы могут бодро начать свое утро и погрузиться в поток накопившихся дел без ароматной чашечки кофе. Но мало кто знает, что еще 15 лет назад в Ижевске не было ни одного бариста. Наша редакция пообщалась с первопроходцем в кофейной индустрии Ижевска, основателем литературного кафе «Чашка» — Павлом Пушиным, и выяснила, как зарождалась культура кофейного потребления и чем важна душевная атмосфера.
Как появилась кофейня?
«Чашка» родилась 15 мая 2007 года. На тот момент никто в Ижевске понятия не имел, как делать кофе, не было ни одного бариста. Я сам до этого работал барменом и был хорошо знаком только с алкоголем, а вот с кофе — слабовато.
Первая кофейня, в которой я побывал — это «КофеТун» в Москве. По сравнению с рестораном, конечно атмосфера совсем другая: ресторан закрепощает, все официально, а здесь все так по-домашнему, уютно, легко. Я приехал в Ижевск уже с конкретной идеей и вскоре открыл «Кофе Семь».
В то время была такая ситуация: кофе в городе вообще никто не умел варить. Максимум — знали что такое турка. В интернете тоже тогда ничего такого нельзя было найти. Я съездил на свои деньги в Москву на 1 день и там научился взбивать молоко.
Как происходил первичный набор команды?
Я обучался и сам обучал сразу. В офисе, где был «ДИК», я варил кофе. Там стояла толпа, и я на ней тренировался.
Про Кофе Семь
«Кофе Семь» считалось суперпопулярным местом. Я ещё удивлялся, как оно работало без охранников. Туда даже бандиты приходили и, как я считаю, окультуривались. Этот тот формат, который улучшает человека.

У меня в тот момент зарождался образ идеальной кофейни: уютная, домашняя и, даже если и на время, облагораживающая человека. И потом, когда мне дали отдельное помещение и сказали: «Попробуй», я стал анализировать. Нужно же как-то отличаться от всех.

В конце 19-го века много было посиделок под чай, кофе, где читали стихи прямо в квартирах. Мне эта идея понравилась. Книга всегда интересна для человека. Я стал искать название и придумал «Чашка» — что-то теплое, маленькое, уютное. И чай, и кофе, и какао, и всё это в тёплой атмосфере.
«Кофе в городе вообще никто не умел варить. Максимум — знали что такое турка»
Павел Пушин
Основатель и владелец кофейни"Чашка"
С какими трудностями вы столкнулись при открытии «Чашки»?
Самая большая задача состояла в том, чтобы о нас как можно скорее узнали. Когда мы только открылись, первая выручка была всего 1000 рублей. Нужно было как-то о себе заявить. Было конечно сарафанное радио, и все отмечали, что у нас уютно, по-домашнему.

Это выстрелило через полгода. А я уже думал, что всё. Я не могу за аренду заплатить. Но очень повезло. Кто идет вперед — тому где-то да повезет. Полгода прошло, я не смог заплатить за аренду, а арендодатель сказала: «Я верю в тебя, мне нравится концепция, она должна выстрелить». И вот только она это сказала, мы сразу начали выходить в плюс.
Источник изображений: https://vk.com/cupcafe
Формат был совершенно новым для города и для вас. Как получалось выстраивать работу, на что ориентировались?
Всё интуитивно было, всё на интуиции до последнего момента. Даже когда было две «Чашки». Кого-то я в помощники маркетологом принимал. Сейчас есть маркетолог, управляющий, менеджер по закупкам, то есть все систематизировано. А первый раз оно и создавалось для души, потом уже начали потихонечку масштабироваться.

Может элемент везения какой-то был, всему учился на ходу. Сейчас уже какой-то опыт есть и, работая с людьми, с персоналом, с гостями, знаешь, что такое маркетинг, выстраиваешь эту систему правильно.
15 лет в бизнесе. Как удается сохранять конкурентоспособность?
Нужно быть особенным. На самом деле, конкуренции нет, если ты особенный. Если тебя любят, к тебе будут ходить. К нам не ходят просто «пожрать», к нам ходят за атмосферой.

Суета. Зашли в «Чашку», закрыли дверь и сразу такая обстановка — с любимым человеком, с любимой книгой, и вот в этой обстановке перезарядились и пошли дальше.
«Полгода прошло, я не смог заплатить за аренду, а арендодатель сказала: "Я верю в тебя, мне нравится концепция, она должна выстрелить"»
Павел Пушин
Основатель и владелец кофейни"Чашка"
Насколько сейчас актуально открывать свою кофейню?
Я считаю, что рынок не перенасыщен. То, что сейчас просто подают кофе — это другой формат. Главное — найти свое лицо.

Сейчас и вебинары, и что хочешь, раньше ничего этого не было. Сейчас всему можно обучиться, было бы желание и вера в себя.
Какие у вас дальнейшие планы? Вы планируете масштабироваться?
Слово «масштабироваться» мне не нравится. Мы сейчас даже выбрали слоган «Чашка с душой», потому что сама атмосферность должна быть такая. А «масштабироваться» звучит без души. Люди должны это почувствовать. Чего будем достигать — это отдельный вопрос. «Чаш» не может быть много. И они все разные. Дальше будем заниматься привлечением людей и увеличением количества кофеен — 4, 5, в разумных пределах, чтобы мы могли сохранить эту атмосферу.
Советы для начинающих предпринимателей
Верить в себя и обучаться всему. Тот, кто занимается бизнесом, должен разбираться и в структуре, и вообще полностью в бизнесе, уметь все систематизировать.
Понравилось интервью?
Серик Елена
провела и подготовила интервью