App Store, Google Play
iGO — твой город
Опубликовано 29 сентября 2022
«За Зелень»: про сложный бизнес простыми словами с Романом и Татьяной Кирдяновыми
Интервью с владельцами фермерского хозяйства «За Зелень»
Бизнес, бизнес, бизнес… Говорят, что, если много раз подряд повторять одно слово, оно начинает терять смысл. Вот так и с «бизнесом». Оно настолько прочно засело в нашем сознании, что мы забыли его истинное значение. Да, это что-то про деньги, компании, бренды, налоги (господа предприниматели, не забываем) и роскошную жизнь. А что, если мы скажем, что бизнес — это еще и про творчество, новаторство, любовь, поддержку, семью, да про все! Это возможность создать свой мир и показать его людям.

Татьяна и Роман Кирдяновы тоже создали свой мир, а именно уникальное фермерское хозяйство «За Зелень». Они выращивают свежую и экологическую зелень почти для всей Удмуртии. Их историю мы решили оставить на страницах нашего журнала, как путеводитель в мир бизнеса. Семейная пара рассказала нам, как грамотно строить бизнес и какие инструменты помогут это сделать быстрее и проще. Что такое HoReCa? Как получить деньги от государства на открытие своего дела? В чем секрет успешного предприятия? И как умело пережить пандемию и кризис?

Уже загорелись глаза? Тогда не будем отвлекать, приятного чтения:)
Как все начиналось
Бизнес-путь наших героев нельзя назвать необычным. После увольнения Романа с должности главного механика перед парой встал выбор: искать новую работу в найме или пойти своей дорогой. Команда гуманитария и технаря решила рискнуть и, объединив силы, в 2013 году открыли фермерское хозяйство.

«Выбрали второй вариант и остановились на сельхозсекторе, потому что в этой сфере были компетенции и поддержка со стороны родителей. У Ромы оба дедушки работали в плодово-ягодных питомниках, а наши мамы познакомились на тепличном комбинате. Помощь родителей стала решающим фактором в выборе сферы».

Заручившись поддержкой родителей, пара разработала бизнес-план для службы занятости и получила 60 тысяч рублей. Потом их инициативу проинвестировали друзья, и началась длинная и увлекательная история фермерского хозяйства «За Зелень»:

«Была приобретена земля и голландская теплица — гидропоника. Попробовали сначала редис и сезонно выращивали цветочную рассаду на озеленение. Редис на рынке не задержался, потому что не смог конкурировать с привезенными из ближнего и дальнего зарубежья. На нем благополучно поставили крест. Решили посмотреть, где есть дефицит и поняли, что он есть в зелени и листовом салате. И в силу нашей любви к „зеленушке“, выбрали этот продукт и стали отрабатывать технологию выращивания. Получалось не сразу — были провалы, очень много выбрасывалось зелени в процессе отработки. Больно-грустно. Но несмотря на финансовые и временные потери, мы смогли разработать качественную технологию».
На сегодняшний день мы выращиваем более 20 видов культур, общая площадь теплиц — около 1000 квадратов. Из-за сложившейся кризисной ситуации, федеральные сети стали более заинтересованы в локальных поставщиках.
Татьяна Кирдянова
Основательница фермерского хозяйства «За Зелень»
HoReCa и новые точки роста
В начале каждого бизнес-пути важно качественно проанализировать клиентскую базу, чем и занялись наши герои. Помимо обычных любителей вкусной зелени, в ней появилось мудреное слово «horeca». «Что-то на маркетинговом» — подумали мы, расшифровывая интервью, и оказались правы. Слово «HoReCa» — это сочетание трех видов потребительских сфер: «Hotel» (отель), «Restaurant» (ресторан) и «Catering» (кейтеринг). Простыми словами — Роман и Татьяна поняли, что в качественной зелени нуждаются не только обычные люди, но и различные точки общественного питания и отели. Вот такой вот бизнес для бизнеса;)

«Horeca появилась, и мы поняли, что спрос довольно-таки большой. Решили, что пора расти и развиваться. На тот момент мы протестировали розницу и попали в пандемию. Тогда и внедрили онлайн-доставку».
Источник изображений: https://vk.com/za_zelen18
Государственная поддержка
Кто бы что не говорил, но в наше время свой бизнес уже не кажется фантастической удачей и чем-то сверхъестественным, а все благодаря государственной поддержке. Гранты, форумы, тренинги, интенсивы — огромное количество инструментов предоставляют государственные программы. Так и багаж знаний можно пополнить, и приличную сумму денег выиграть на реализацию проекта мечты. Вот и Татьяна с Романом зря время не теряли: прошли обучение в «Агро-акселераторе», попробовали выйти на агростартап и даже получили грант.

«На „Агро-акселераторе“ рассказали про грантовую систему. Попробовали выйти на агростартап. Первый год не получилось, второй год мы уже улучшили бизнес-план и выиграли грант. Тогда мы построили вторую теплицу, такую же по объему, но с другой технологией выращивания — заточенную именно под зелень. Таким образом мы в два раза увеличили объем готовой продукции и разделили несколько культур по двум разным условиям выращивания».
Я не знаю, как в других регионах, но в Удмуртии нам очень повезло с министерством, с руководством. Поддержка очень большая. Возможностей много — главное, чтобы у человека было желание.
Татьяна Кирдянова
Основательница фермерского хозяйства «За Зелень»
Роман благополучно завершил обучение в «Школе фермеров» * и вошел в тройку лучших, защитив бизнес-план:

«К этой задачи мы подошли очень серьезно, даже подключали экономистов. И Роман попал в список троих самых лучших. Через какое-то время нам вручили премию от Россельхозбанка».
УТП: почему не супермаркет
Помимо идеи, грамотного бизнес-плана и знаний, залогом успешном бизнеса является его конкурентоспособность, иными словами — у хорошего бизнеса должно быть свое УТП (уникальное торговое предложение). У Романа и Татьяны это экологичность, ценность для клиента и эксклюзив.

«У нас есть определенные критерии, на которые мы делаем акцент — экологичность, ценность для покупателя и эксклюзив. У нас нет складов, мы не храним зелень: накануне принимаются заявки, рано утром собирается зелень, и уже к обеду она на столе у заказчика. Это уровень „ультрафреш“, который продлевает ее жизнь в холодильнике как по вкусу, так и визуально».
Нас никто ничему не учил, все проходим опытным путем. В любом случае, нужно двигаться, потому что там, где нет движения, начинается болото.
Семейный бизнес: плюсы и минусы
Многие считают, что строить бизнес со своей второй половинкой — это плохая идея. Мол, так и отношения разрушить можно, и предприятие загубить, но Татьяна и Роман развенчивают эти стереотипы. Разделение обязанностей и грамотная коммуникация — вот их секрет.

Татьяна: «Конечно, бывают конфликты, не всегда наши точки зрения соприкасаются. Наши знакомые предприниматели, у которых тоже семейный бизнес, говорят, что без них никуда — они были, есть и будут. Важно уметь разделять обязанности — так проще жить и меньше конфликтов. Нужно советоваться и прислушиваться к мнению друг друга.

Роман отвечает за производственный процесс, за выращивание, а я за сбыт и маркетинг".

Роман: «Мы разделили обязанности, и стало легче работать. Если ругаемся, если появляются какие-то спорные вопросы, то быстро находим общий язык».
Поддержка детей
Поддержка близких всегда способствует успеху в делах. Еще бы! Когда твои дети не только не мешаются, но и помогают в ведении бизнеса — это ли не счастье? Роману и Татьяне очень повезло, ведь их сын и дочь всегда готовы протянуть руку помощи и поддержать своих родителей.

«Дети поддерживают морально и физически. У нас двое детей — сын и дочь. Старшему исполнится 18 лет в этом году, младшей будет 7 лет. Владом (сын) я горжусь и восхищаюсь: никогда не ноет, всегда приходит на помощь (я такой не была в свои 17 лет:)). Он тоже выбрал экономическую стезю и в этом году впервые попробовал себя в роли предпринимателя: купил у нас тюльпаны, которые мы реализовываем весной, и сбыл даже больше, чем приобрел. Ему интересно, и это здорово».
Важно уметь разделять обязанности — так проще жить и меньше конфликтов. Нужно советоваться и прислушиваться к мнению друг друга.
Татьяна Кирдянова
Основательница фермерского хозяйства «За Зелень»
Коронавирус: новый взгляд на ведение бизнеса
Социальные потрясения, стихийные бедствия, мировые катастрофы — все эти трудности оказывают на экономическую ситуацию не самое положительное влияние. Грамотный предприниматель всегда найдет решение любой проблемы и обернет ситуацию в свою пользу. Роман и Татьяна смогли пережить пандемию, реализовать целый фургон зелени и придумать новый способ развития бизнеса.

«Был стресс. У нас на тот момент были договоренности с Нижним Новгородом, выходили на ряд ресторанов. Под этот проект вырастили какое-то бешеное количество разных культур, которые здесь в таком количестве реализовать очень тяжело. У нас уже была готова машина, и в тот день нам сообщают, что Нижний Новогород закрыли. С божьей помощью мы ее как-то сбыли. В целом, смогли адаптироваться. У нас были организованы бесконтактные доставки. Магазины продолжали покупать также, а рестораны сильно просели».

Даже нынешний кризис не стал поводом опускать руки. Предприниматели смогли удержать цены и найти новые отечественные аналоги.

«После февральских событий пришлось остановить развитие бизнес-плана. Самый большой удар был по семенному материалу, у нас это был импорт, потому что селекционное направление закрытого грунта (для теплиц) в стране развито слабо. Пришлось рассматривать отечественные селекции. Цены выросли колоссально, но мы стараемся как-то держать, особенно летом».
Совет начинающим предпринимателям
  1. Раньше нас учили — сначала произвел, потом сбыл. Сейчас рынок диктует противоположные условия — нужно сначала продумать сбыт, а потом уже решить, что производить;
  2. Каждый должен найти свою «тусовку». Люди, окружение, идеи, поддержка — это очень важно;
  3. Нужно постоянно обучаться и развиваться;
  4. Обязательно нужно верить в себя и не опускать руки;
  5. Нужно правильно сформулировать цель и идти к ней.
Понравилось интервью?
Сивкова Леся
провела и подготовила интервью
Вам может быть интересно