App Store, Google Play
iGO — твой город
Опубликовано 9 августа 2022
Заботливый бизнес: что нам стоит целый ЗООГРАД построить
Интервью с основателями магазина «ЗООГРАД»
Культ домашних животных в современном мире продолжает расти — правильные корма, яркие игрушки, ошейники с бриллиантами и даже отдельные комнаты для пушистых товарищей. Ещё чуть-чуть и мы начнем жить с питомцами, а не наоборот. Но разве это плохо?;)

Вот и Владимир Мавлиев со своей супругой, Натальей Кравченко, поддерживают эти тенденции. Семейная пара, основавшая, наверно, самый популярный зоомагазин в городе, не остановились на одной точке, а открыли целых 23. Опытные предприниматели рассказали нашей редакции, как пережить несколько кризисов и пандемию, сложно ли открыть свое дело без интернета, кто такие зуммеры и почему у них проблемы в работе.
23
магазина в городе
5
ветеринарных аптек
2
груминг-салона
2
интернет магазина
Начало предпринимательского пути
Наталья Кравченко: Было это 22 года назад. Все началось с магазина «Том и Джерри», где я работала продавцом. Потом познакомилась с Владимиром, и мы уже решили попробовать открыть свой магазин. Мы видели все минусы и недоработки в «Том и Джерри», и нам хотелось создать что-то новенькое и сделать это лучше.

Уже в 2001 году мы открыли первый магазин на Пушкинской. Через 2 года — второй магазин. Отправляли заявки в торговые центры по мере их строительства. И потихоньку: сначала в одном магазине, потом в другом. На сегодняшний день у нас уже 23 точки и плюс интернет-площадка. Со временем имя начинает на тебя работать, если вкладываться в рекламу и правильно работать с запросами покупателей.

Владимир Мавлиев: Мы активно продолжаем масштабироваться, потому что понимаем — по-другому никак.
Рынок диктует условия – либо ты, либо тебя
Владимир Мавлиев
Основатель и владелец магазина «ЗООГРАД»
Одна из наших фишек — квалификация продавцов. Это беспрерывный процесс обучения. Мы практически кузница кадров. Непрерывное обучение персонала — залог качества их работы с владельцами кошек и собак, которые чувствуют разницу между нами и маленькими ларьками по продаже зоотоваров.
Трудности
Наталья Кравченко: В самом начале пути была нехватка информации, интернета не было. Приходилось штудировать справочники и т. п. Надо было прям по крупицам собирать всех поставщиков — ногами находить все адреса. Столько надо километров было пройти самой, чтобы посмотреть все склады, изучить всех поставщиков, весь товар: где он находится, откуда все. Как конструктор — сложить и чтобы это все дошло до тебя, и покупатель получил то, что он хочет.
Сложностей всегда много, но это и интересно, потому что приносит свои плоды.

Еще одна трудность — нехватка экономического образования. У меня было ветеринарное образование, с бухгалтерией не была знакома. Приходилось учиться на ходу. Конечно без помощи профессионалов в этом сегменте просто не обойтись.
На какие средства был открыт первый магазин?
Владимир Мавлиев: Родители помогли. Как на многих семинарах говорят: «Сначала у родителей попросите, потом уже берите в банке». Если не получилось — родители простят в любом случае. А тут у нас получилось, и мы приумножили их вложенный капитал, и еще отдали им проценты.

Наталья Кравченко: Первый год, конечно, тяжело было. Работали практически без зарплаты, потому что рентабельность у начинающих всегда минимальна. Меньше продавцов получали. Сначала все вели сами, на коленке. Потом с одним, двумя бухгалтерами, а главный бухгалтер у нас появился буквально год назад.
Источник изображений: https://vk.com/zoograd18
Пандемия
Наталья Кравченко: Нам очень помог интернет-магазин. С такими ограничениями у людей началась паника: все бегали и боялись, что всё закроют. И, конечно, был страх, что любимое животное останется без еды. Первая пандемия у нас прошла очень активно — люди покупали животных. Мы искали меры, как удержать новых клиентов, потому что спрос был повышенный, и без хорошей логистики справиться было сложно.

А во вторую пандемию все перешли в интернет, и это подстегнуло нас развивать онлайн-магазин. Пришлось оптимизировать все машины, задействовать знакомых, потому что было очень много запросов. Надо было приложить много усилий.
Какие планы на ближайшее будущее?
Проводим оптимизацию, больше обращаем внимание на рентабельность. Амбициозных планов нет, просто нужно быть всегда на чеку и, конечно, делать все для того, чтобы работа приносила удовлетворение. Масштабироваться конечно нужно, но это не главный приоритет.
Кризис
Сейчас надо хорошо стоять на ногах, потому что не хватает ресурсов. Идет перестройка. Заводы переходят на отечественные компоненты. Ингредиентов, видимо, не хватает в России — курицы, зерна. Поставки из-за границы очень урезаны.

По поводу цен: конечно, сначала было сильное повышение. Люди были в шоке, они были вынуждены переходить на более дешевые корма. Сейчас цены почти вернулись на прежний уровень.
На своем животном нельзя экономить. Заботливый хозяин знает: сэкономишь на корме, а потом еще больше потратишь на лечение.
Владимир Мавлиев
Основатель и владелец магазина «ЗООГРАД»
Кто-то начал со стола снова кормить. Вернулись к тем же «Wiskas», «Kitekat», в которых мяса нет. Мы стараемся всегда проконсультировать, подобрать разные варианты. Стараемся, чтобы на любой кошелек в наших магазинах люди могли найти себе товар более качественный, чем в супермаркете.
Что бы вы посоветовали себе в самом начале пути?
Не быть очень доверчивыми и добрыми. Использовать все возможности, которые предоставляет случай. Главное — не лениться. Если ты хочешь чего-то добиться, то ты ставишь себе какие-то цели, хотя бы небольшие — «от малого к большому», как говорится. И цель не именно заработать. У нас никогда не было цели заработать. Мы всегда работали в удовольствие. Интересно? Получается? Удовлетворение получаешь от того, что было задумано и сбылось.
Если это наш человек, то он останется с нами.
Владимир Мавлиев
Основатель и владелец магазина «ЗООГРАД»
Кризис
Сейчас надо хорошо стоять на ногах, потому что не хватает ресурсов. Идет перестройка. Заводы переходят на отечественные компоненты. Ингредиентов, видимо, не хватает в России — курицы, зерна. Поставки из-за границы очень урезаны.

По поводу цен: конечно, сначала было сильное повышение. Люди были в шоке, они были вынуждены переходить на более дешевые корма. Сейчас цены почти вернулись на прежний уровень.
Проблемы зуммеров
Последние 2 года у всех проблемы с персоналом — раньше был выбор: 2 человека из 10 более-менее, сейчас, наверное, из 50 — 2−3 человека, которые понимают принцип: «Если я буду работать вот „так“, я и буду получать „то“». А многие выбирают работу полегче.

Если это наш человек, то он останется с нами. У нас есть определенные требования, задачи — человек сам чувствует, что ему надо общаться, что от него хотят информацию, которую он не знает. И работники начинают ходить на семинары, им становится это интересно, они втягиваются и хотят развиваться.

Есть проблема — это зависимость от телефона. На рабочем месте скучно, хотелось бы поиграть, пообщаться в социальных сетях. И, конечно, есть те, кто может себя пересилить, потому что они понимают, что это мешает работе.
Как удается совмещать бизнес и личную жизнь?
Первое время это сложно. Особенно, когда вы 24 на 7 находитесь вместе. Но, с другой стороны, легче планировать отпуск. Сейчас у нас уже есть команда, которая в оперативном режиме держит нас в курсе всех событий. Хотя мы даже на отдыхе не можем на 100% расслабиться — это уже привычка.
Советы будущим предпринимателям
Владимир Мавлиев: Я бы не советовал открывать что-то сейчас, потому что игроков на рынке очень много во всех сферах, и никто не гарантирует, что у тебя рядом не встанет более сильный конкурент и тебя не съест. Если человек хочет, то, конечно, может что-то открыть. Если есть чутье, то он найдет себя. Сейчас, например, очень востребованы психологи для собак и грумеры.
Надо найти такую нишу, в которой ты будешь профессионалом. Если ты будешь чувствовать в себе эту силу, то у тебя и клиенты появятся. Если ты сможешь кому-то помочь и будет это востребовано, то это вообще замечательно. С одной стороны, тяжело, но с другой — появилось больше возможностей за счет социальных сетей, где можно найти свою атмосферу, свою клиентуру.
Владимир Мавлиев
Основатель и владелец магазина «ЗООГРАД»
Понравилось интервью?
Серик Елена
провела интервью
Сивкова Леся
подготовила материал
Вам может быть интересно